Администрация
Новоузенского муниципального района

Прокурор разъясняет и информирует

С 1 сентября 2023 года вводятся нормы рабочего времени для физических лиц в области организации перевозок легковым такси

Постановлением Правительства РФ от 02.06.2023 № 908утверждены нормы рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством для физических лиц, Правила учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством физическими лицами.

Согласно указанному постановлению нормальная продолжительность рабочего времени физического лица должна составлять не более 40 часов в календарную неделю.

Продолжительность ежедневного рабочего времени физического лица при 5-дневной рабочей неделе не должна превышать 8 часов.

Законодателем предусмотрены исключения.

В случае если по условиям работы физического лица не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, физическое лицо вправе использовать суммированный учет рабочего времени, которое не должно превышать нормальной продолжительности рабочих часов за учетный период, составляющий один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного рабочего времени физического лица не должна превышать 10 часов.

Постановлением также определены правила учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством физическими лицами.

Прекращение срочного трудового договора с беременной женщиной

Частью 2 и 3 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены гарантии беременной женщины при расторжении трудового договора в связи с истечением срока трудового договора.

Согласно приказу Роструда от 11.11.2022 № 253 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства» допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовой договор может быть прекращен в период беременности женщины одновременно при наличии следующих условий:

- работника невозможно перевести на другую работу (отсутствует другая работа, в т.ч. вакантная и нижеоплачиваемая).

Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч. 1 ст. 254 ТК РФ).

До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 254 ТК РФ);

- отсутствует письменное согласие работника на перевод;

- работа противопоказана по состоянию здоровья.

Перевод на другую работу производится до окончаниябеременности женщины.

При заключении срочного трудового договора по иным основаниям, а не для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, в случае истечения срока такого договора работодатель обязан письменному заявлению беременной женщины и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска.

При продлении срока договора до окончания беременности справку о состояние беременности работница обязана представлять не чаще одного раза в три месяца.

В случае рождения ребенка трудовой договор прекращается в связи с истечением срока его действия по окончании отпуска по беременности и родам.

Если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования

В соответствии со ст.173 Трудового кодекса РФ работникам, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

1) прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно по 50 календарных дней;

2) прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.

 Отпуск без сохранения заработной платы предоставляется:

- для прохождения вступительных испытаний - 15 календарных дней;

- для прохождения итоговой аттестации - 15 календарных дней;

- для сдачи итоговых государственных экзаменов - 1 месяц.

 Работникам, обучающимся по очной форме обучения:

- для прохождения итоговой аттестации - 15 календарных дней;

- для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - 4 месяца;

- для сдачи итоговых государственных экзаменов - 1 месяц.

Кроме того, работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.Если работник получает образование одновременно в двух учебных заведениях, то компенсации подлежит проезд до одного из них по выбору работника.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Установлена административная ответственность за продажу лекарств без рецепта

Федеральным законом от 28.04.2023 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, выразившееся в отпуске указанных лекарственных препаратов без рецепта.

Так, в соответствии с ч.1.1 ст.14.4.2 КоАП РФ нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, выразившееся в отпуске указанных лекарственных препаратов без рецепта, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.

Согласно примечанию к указанной статье фармацевтические работники, совершившие данное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица.

Изменения вступили в силу с 09.05.2023.

​​​​​​​Что относится к вспомогательным постройкам на дачных участках?

С 1 сентября 2023 года вступают в силу критерии отнесения строений и сооружений к вспомогательным постройкам, которые будут действовать в течение пяти лет.

Согласно постановлению Правительства РФ от 04.05.2023 № 703 «Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования», вспомогательными будут считать постройки, соответствующие хотя бы одному из указанных критериев:

- строение или сооружение строится на одном земельном участке с основным зданием, предназначено для его обслуживания и заложено в проектной документации;

- вспомогательное сооружение предназначено для обслуживания, не является опасным и технически сложным объектом, его площадь меньше 1500 м², а также его строительство не требует установления санитарно-защитных зон. Постройка может располагаться на том же участке, где стоит основной объект, либо на другом участке при условии, что она технологически связана с основным зданием;

- строение или сооружение установлено на участке для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), на приусадебном или садовом участке, а также земельном участке для блокированной жилой застройки. Постройка может быть сараем, баней, теплицей, навесом, погребом, колодцем или другой хозяйственной постройкой (в том числе временной), а также может быть предназначена для удовлетворения бытовых нужд. Она должна иметь не больше трёх надземных этажей, а высота постройки не должна превышать 20 метров.

На вспомогательные постройки не нужно получать специальное разрешение, если они соответствуют нормам, в том числе строительным и санитарным, а также соблюдаются отступы от границ участков.

Если нет грубых градостроительных или санитарных нарушений, все отступы от границ участков и от границ основных построек соблюдены, то сносить сараи и бани на дачных участках не придется.

​​​​​​​Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон) установлен перечень особо охраняемых природных территорий.

К таким территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Данные категории природных территорий делятся на государственные природные заповедники (в том числе биосферные заповедники), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

В соответствии с п.10 ст.2 Федерального закона в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы и прилегающие к ним земельные участки и на водные объекты устанавливаются охранные зоны.

За нарушение режима особо охраняемой природной территории предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Уголовным кодексом (ст.262 УК РФ) предусмотрено, что нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Административная ответственность наступает в случае нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.Такие деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой (ст. 8.39 КоАП РФ).

​​​​​​​Усилена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в табакокурение.

С 9 мая 2023 года за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или никотинсодержащей продукции увеличен штраф для граждан с 1 - 2 тысяч рублей до 2 – 5 тысяч рублей, а для родителей (законных представителей) несовершеннолетнего с 2 - 3 тысяч до 5 - 7 тысяч рублей.

Под вовлечением несовершеннолетних в процесс потребления табака понимается покупка для ребенка либо передачи ему табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Также, с указанной даты повышены штрафы за продажу несовершеннолетнему табачной и никотинсодержащей продукции, табачных изделий, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции: для граждан - с ранее действующих 20-40 тыс. руб. до 40-60 тыс. руб.; для должностных лиц - с 40-70 тыс. руб. до 150-300 тыс. руб.; для юридических лиц - со 150-300 тыс. руб. до 400-600 тыс. руб.

​​​​​​​Новое в законодательстве об обороте никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления (вейпов)

 Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. № 178-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральные законы: от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлен запрет на демонстрацию в рекламе потребления никотинсодержащей продукции с использованием специальных устройств (вейпов), а также запрет на демонстрацию детям младше 12 лет рекламы с изображениями, описаниями или эпизодическими упоминаниями указанных устройств.

В Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» также внесены изменения: введено понятие «безникотиновая жидкость» и дано его определение, уточнены понятия «никотинсодержащая продукция», «никотинсодержащая жидкость», «устройства для потребления никотинсодержащей продукции».

В соответствии с принятыми поправками с 1 июня 2023 года запрещена розничная торговля устройствами для потребления никотинсодержащей продукции вне магазинов и павильонов, торговля указанными устройствами на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом, в автоматах, а также запрещена открытая выкладка и демонстрация вейпов в торговых точках.

Кроме того, с 1 сентября 2023 года Правительство Российской Федерации определит минимальные цены на никотинсодержащую продукцию, а также перечень запрещенных добавок и веществ, усиливающих никотиновую зависимость и повышающих привлекательность никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей, растворов никотина.

​​​​​​​Отказ в приеме ребенка в детский сад: причины, способ обжалования.

 В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Общий порядок приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, установлен приказом Минпросвещения России от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

Прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. Документы о приеме должны подаваться в тот сад, в который получено направление органа местного самоуправления или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, поставившего ребенка на учет и зачислившего его в детский сад. Направление и прием в образовательную организацию осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка, к которому также предъявляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность родителя, свидетельство о рождении ребенка, документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания.

Для приема родители (законные представители) ребенка дополнительно предъявляют в образовательную организацию медицинское заключение.ч

Требовать от родителей документы, не предусмотренные законодательством об образовании, запрещено. В случае отсутствия мест в детском саду для решения вопроса об устройстве ребенка в другой детский сад необходимо обратиться непосредственно в уполномоченный орган, осуществляющий управление в сфере образования по месту жительства.

Также напомним, что законом предусмотрено право преимущественного приема детей, проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства, на обучение в дошкольные образовательные учреждения, в которых обучаются их братья и (или) сестры. За незаконный отказ в приеме в детский сад частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Совершение правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 до 200 тыс. рублей.

Следует отметить, что дела о признании недействительным решения органа власти об отказе в предоставлении ребенку места в детском саду подлежат рассмотрению в судебном порядке. Иск предъявляется в районный (городской) суд по месту нахождения ответчика, то есть лица, чьи действия обжалуются.

Закреплены правовые основы института пробации

В соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» институт пробации включает в себя совокупность мер по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Установлены различные виды пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная, а также основные направления деятельности в указанных сферах.

Законом определены, в числе прочего, полномочия в сфере пробации федеральных органов исполнительной власти, права органов государственной власти субъектов РФ, обязанности и полномочия иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере пробации, и порядок их взаимодействия, а также права и обязанности лиц, в отношении которых применяется пробация.

Указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

 Изменения в законодательстве о гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций

1 июня 2023 года вступил в силу новый технический регламент Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС 050/2021).

Документ устанавливает единые требования, соблюдение которых является обязательным для производителей государств – членов ЕАЭС: Российской Федерации, республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизской Республики. На их территории вся продукция, предназначенная для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций – продукция ГОЧС, подлежит непременной сертификации.

Регламент решает сразу две основные проблемы: устанавливает отсутствующие обязательные требования к созданию продукции и вводит обязательную процедуру оценки ее качества и соответствия.

В перечень объектов техрегулирования входят четыре категории технических средств: технические средства защитных сооружений гражданской обороны, управления, связи и оповещения, мониторинга чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательные средства.

Для производителей процесс сертификации начинается задолго до момента предоставления своей продукции в органы по сертификации. Теперь промышленники будут обязаны ознакомиться с техническим регламентом и стандартами, разрабатываемыми для его реализации, до момента создания своего продукта. Опираясь на эти документы, они должны привести в соответствие всю свою конструкторскую и технологическую документацию. Производство должно быть выстроено так, чтобы все необходимые требования были выполнены.

После выпуска продукции производитель должен обратиться в орган по сертификации с запросом на проведение исследований и испытаний на предмет соответствия своей продукции требованиям технического регламента.

В свою очередь это будет способствовать повышению качества изделий и предотвращению производства контрафакта.

Для адаптации производителей под новый регламент, а также для формирования и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий предусмотрен переходный период до 1 января 2025 г.

Установлена административная ответственность за противоправное распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Федеральным законом от 28.04.2023 № 151-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в силу ч. 6 ст. 14.35 КоАП РФ закреплена административная ответственность за предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в ЕГРН, третьим лицам за плату, либо создание сайтов в сети «Интернет» и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, либо использование таких сайтов, программ и приложений в целях предоставления указанных сведений заинтересованным лицам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В качестве административного наказания за указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Также вводится повышенная ответственность в случае повторного совершения данного правонарушения (ч. 7 ст. 14.35 КоАП РФ).

О датах выплаты пособий на детей.

С 1 июня изменился график выплат социальных пособий на детей. Ранее регионы могли устанавливать свои сроки, однако теперь Социальный фонд будет переводить деньги на банковскую карту в единые дни по всей стране.

Единое детское пособие будет выплачиваться 3 числа каждого месяца (выплата за май поступит 3 июня, за июнь – 3 июля и так далее). Выплаты из материнского капитала будут производиться 5 числа каждого месяца. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет выплачиваться 8 числа каждого месяца.

Основания для лишения собственника права на недвижимое имущество

 В марте 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральными законами от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и от 28.06.2022 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанными нормативными правовыми актами введены дополнительные основания для лишения собственников прав на недвижимое имущество, а именно: использование имущества не по назначению, если это приводит к систематическому нарушению прав и интересов соседей, а также бесхозяйное содержание имущества, которое приводит к его разрушению.

Под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. Так, собственник жилого помещения может получить предупреждение о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, то будет установлен срок для его ремонта.

Если собственник после предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет ремонт, суд по иску уполномоченного органа может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

О назначении пенсии по случаю потери кормильца.

29 мая 2023 года был принят Федеральный закон № 190-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О страховых пенсиях".

Данные изменения предусматривают, что страховая и социальная пенсии по случаю потери кормильца, а также социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, будут назначаться в беззаявительном порядке.

Страховые и социальные пенсии по случаю потери кормильца его детям, не достигшим возраста 18 лет, устанавливаются со дня его смерти. Они назначаются в сокращенные сроки - не позднее 5 рабочих дней со дня поступления информации о смерти из федерального регистра сведений о населении России.

При представлении пенсионером, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, документов, которые подтверждают обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, и влекут увеличение ее размера, а также при поступлении таких документов от госорганов, органов МСУ либо от подведомственных им организаций перерасчет размера пенсии производится со дня ее назначения без истребования заявления.

Лицам, которые одновременно имеют право на назначение как страховой, так и социальной пенсии по случаю потери кормильца, назначается более выгодная из них.

Введен беззаявительный перерасчет фиксированных выплат к страховым пенсиям по старости и по инвалидности.

Закон вступает в силу с 1 января 2024 г.

Замена должника и взыскателя в исполнительном производстве

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства её правопреемником.
Случаи, когда необходимо замена стороны исполнительного производства, связаны чаще всего со смертью гражданина, реорганизацией организации, уступкой права требования и перевода долга.
Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны:
1) на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом;
2) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днём его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Для правопреемника все действия, совершённые до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Заменить в рамках исполнительного производства можно как должника, так взыскателя. Новый взыскатель в соответствии с установленными законодательными нормами Российской Федерации должен инициировать процесс правопреемства. Если он не сделает этого, то не сможет претендовать на получение имущества либо денежных средств должника.

Порядок предоставления дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Новое в федеральном законодательстве

Статьёй 262 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 714, которыми установлено, что родители (опекуны, попечители) детей с инвалидностью смогут накапливать дополнительные оплачиваемые выходные дни и однократно объединять их до 24 дней подряд в течение календарного года.
Если работник планирует однократно использовать до 24 (включительно) дополнительных оплачиваемых выходных дней, то по новым правилам он должен подать работодателю заявление в согласованный с ним срок.
Если в текущем году сотрудник менял место работы, то вместе с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней он должен представить справку с предыдущего места работы о том, что на дату увольнения такие выходные дни в этом же календарном году им не использованы или использованы частично.
Также потребуется справка с места работы второго родителя (опекуна, попечителя) о том, что им не использовались выходные дни.

Охрана здоровья граждан: новое в федеральном законодательстве

Федеральным законом от 28.04.2023 № 178-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях охраны здоровья граждан от потребления никотинсодержащей продукции устанавливаются дополнительные ограничения, касающиеся оборота никотинсодержащей продукции и устройств для её потребления, а также рекламы такой продукции.
Так, в Федеральный закон «О рекламе» внесены изменения, в соответствии с которыми в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе с использованием устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Под устройствами для потребления никотинсодержащей продукции понимаются электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также их составные части и элементы (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» внесены изменения, предусматривающие запрет розничной торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции и их составными частями на ярмарках, выставках, путём развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи и с использованием автоматов, а также открытая выкладка и их демонстрация в торговом объекте.
В соответствии с законом никотинсодержащая продукция не может продаваться ниже минимальной цены на такую продукцию, которая определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации наделено правом определять перечень веществ и (или) добавок, при добавлении которых не допускается выпуск в обращение никотинсодержащей жидкости, безникотиновой жидкости и растворов никотина (в том числе жидкостей для электронных средств доставки никотина).

Конфискация транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступлений, предусмотренных статьями 264.1, 264.2 и 264.3 УК РФ

Федеральным законом от 14.07.2022 № 258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» часть 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом «д», предусматривающим конфискацию транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступлений.
Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора транспортных средств.
Уголовным законом определена категория преступлений, за совершение которых возможна конфискация транспортного средства. К ним относятся преступления, предусмотренные:
статьей 264.1. УК РФ - управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость;
статьей 264.2. УК РФ - нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами;
статьей 264.3. УК РФ - управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.
Конфискации подлежит только транспортное средство, принадлежащее обвиняемому и лишь при условии, что автомобиль использовался им при совершении указанных преступлений.
В силу статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации конфискация транспортных средств в порядке пункта «д» части 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации не может применяться к преступлениям, совершённым до внесения соответствующих изменений, то есть до 25.07.2022.

Порядок получения пенсий и социальных выплат. Новое в федеральном законодательстве

С 01.05.2023 вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2023 № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О почтовой связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера тремя возможными способами: 1) через кредитную организацию путём зачисления сумм страховой пенсии на счёт пенсионера в этой кредитной организации либо 2) через организации федеральной почтовой связи путём вручения сумм страховой пенсии на дому или 3) в кассе организации федеральной почтовой связи.
Возможность получения пенсии иными организациями с 01.05.2023 исключена.
Перевод клиентов с иных доставочных организаций на обслуживание через АО «Почта России» с 01.05.2023 будет осуществлён беззаявительно с сохранением ранее установленной даты доставки пенсии.
Для выбора способа доставки пенсии или его изменения, получателю необходимо уведомить об этом Социальный Фонд России одним из предусмотренных способов: 1) в электронном виде, подав соответствующее заявление через «Личный кабинет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» или 2) письменно, подав заявление в территориальный орган Социального Фонда России либо в МФЦ.
В случае получения пенсий или иных социальных выплат по доверенности, когда в документе в качестве организации-доставщика прописана частная организация, доверенность нужно оформить заново, указав в качестве доставщика АО «Почта России».

Особенности выплаты пенсий, осуществления иных выплат и обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2023№ 493, распространяющем своё действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2023, определены особенности выплаты пенсий, осуществления иных выплат и обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений Российской Федерации, лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации.
В случае, если указанные выплаты невозможны в условиях введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, они могут выплачиваться лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации, в российских рублях путём зачисления на банковские счета, открытые указанными лицами или их представителями в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, либо путём зачисления на банковские счета в валюте Российской Федерации, открытые указанными лицами или их представителями в кредитных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Осуществление выплат производится на основании соответствующего заявления, поданного лицом, проживающим за пределами территории Российской Федерации, или его представителем в органы, осуществляющие выплаты, в письменной форме или в форме электронного документа с указанием реквизитов банковского счёта, открытого в кредитной организации на территории Российской Федерации либо в кредитной организации, расположенной за пределами территории Российской Федерации. До поступления данного заявления выплаты приостанавливаются.
В случае снятия в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, препятствующих осуществлению выплат путём перевода их получателям за пределы Российской Федерации на территорию иностранных государств, либо в случае представления вышеуказанного, заявления осуществление выплат возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления соответствующих обстоятельств, с доплатой за все прошлое время в установленном законодательством Российской Федерации и международными соглашениями Российской Федерации порядке.
В случае снятия в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, препятствующих осуществлению выплат путём перевода их получателям за пределы Российской Федерации на территорию иностранных государств, по желанию лица, реализовавшего право на выплату, по его заявлению выплаты могут осуществляться в порядке, установленном до вступления в силу настоящего постановления, путём перевода за пределы Российской Федерации.

О нововведениях в процедуре признания лица инвалидом

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Положение № 588).

С 01.06.2023 вступает в силу пункт 28 Положения № 588, в соответствии с которым медико-социальная экспертиза признания гражданина инвалидом может проводится как при личном присутствии гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения, так и дистанционно, с применением информационно-коммуникационных технологий.

Медико-социальная экспертиза дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий проводится посредством использования информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие между собой специалистов бюро медико-социальной экспертизы, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», с документированием совершаемых ими действий при взаимодействии.

Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путём изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

При этом, при осуществлении медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина опрос, осмотр и обследование гражданина специалистами бюро не проводятся.

При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, в том числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые дают по нему разъяснения.

О внесении изменений в законодательство об образовании

Федеральным законом от 29.12.2022 № 641-ФЗ внесены изменения в статью 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Новыми нормами федерального законодательства предусмотрено право на приём на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счёт бюджетных средств в пределах отдельной квоты следующим категориям граждан: 1) Герои Российской Федерации; 2) лица, награждённые тремя орденами Мужества; 3) дети военнослужащих и добровольцев, принимавших участие в специальной военной операции; 4) дети военнослужащих, направленных в другие государства и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.

Граждане принимаются на обучение по результатам единого государственного экзамена или вступительных испытаний.

Без проведения вступительных испытаний приём на обучение в пределах отдельной квоты осуществляется в отношении: 1) Героев Российской Федерации; 2) лиц, награждённых тремя орденами Мужества; 3) детей военнослужащих, погибших или получивших увечье либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы в ходе специальной военной операции (боевых действий на территориях иностранных государств) либо удостоенных звания Героя Российской Федерации или награждённых тремя орденами Мужества.

Отдельная квота приёма устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объёма контрольных цифр приёма граждан, обучающихся за счёт бюджетных средств.

Духовные образовательные организации теперь вправе реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Изменения вступили в силу с 29.12.2022 года.

Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2022 № 968 введены особенности исполнения норм антикоррупционного законодательства в период проведения специальной военной операции

Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2022 №968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции» (далее – Указ № 968) в период проведения специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и территории Украины (далее – СВО), и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации установлены временные ограничения на исполнение отдельных норм антикоррупционного законодательства.

В частности, не представлять свои сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее – Сведения о доходах) могут следующие лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением:

– военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации; лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции; сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять Сведенияо доходах;

– военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации; лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции; сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные перечнем должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять Сведения о доходах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных названным перечнем (в том числе если планируется их участие в СВО, выполнение ими названных задач);

– граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Также указанные лица в период проведения СВО могут не направлять предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции уведомления, заявления, обращения и другие материалы по вопросам, связанным с исполнением обязанностей, соблюдением ограничений и запретов в этой области.

Кроме того, от представления Сведений о доходах супруга (супругу) освобождены граждане Российской Федерации, обязанные их представлять, в случае если супруг (супруга) относится к одной из вышеназванных категорий либо оказывают на основании заключенного контракта добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Помимо этого, Указом № 968 установлен запрет на публикацию в сети «Интернет» и представление для опубликования в средствах массовой информации Сведений о доходах, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами всеми категориями лиц (пп. «ж» п.1).

Вступили в силу изменения, которыми установлены дополнительные антикоррупционные обязанности для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации

Федеральным законом от 29.12.2022 № 591-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»

статья 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» дополнена частью 4.1-1. Согласно данной норме лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Названное уведомление должно направляться в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения. От его подачи должностное лицо освобождается только в том случае, если по изложенным в нем обстоятельствам органами прокуратуры или другими государственными органами проведена или проводится проверка.

Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, уведомившие о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения, а также о случаях фактах совершения другими лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 1 апреля 2023 года вступили изменения в правила предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг

С 1 апреля 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2023 № 444 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В соответствии с данным правовым актом доход получателя меры социальной поддержки определяется за 6 месяцев, предшествующих месяцу перед месяцем обращения.

Например, по заявлениям, поданным с 1 по 30 апреля 2023 года, доходы анализируются с сентября 2022 года по февраль 2023 года, по заявлениям, поданным с 1 по 31 мая 2023 года, учитываются доходы с октября 2022 года по март 2023 года.

Кроме того, региональные власти наделены полномочиями самостоятельно утверждать критерии, на основании которых будет определяться максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В Правилах учтены изменения, внесенные в ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что предоставление субсидии при наличии у ее получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному органу стало известно о наличии такой задолженности.

Вступили в силу изменения в законодательство, регламентирующее вопросы жилищно-коммунальной сферы

С 1 марта 2023 года вступают в силу изменения в отдельные законодательные акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598 внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Данным правовым актом установлен перечень коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общедомового имущества в многоквартирном доме, определены порядок расчета нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды и условия установления нормативов потребления коммунальных ресурсов.

Указанным постановлением также установлено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов осуществляется, в том числе в случае вступления в законную силу решения суда, которым установлено, что нормативы были установлены с нарушением законодательства.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2022 № 2076 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми определено, что перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии в жилом помещении потребителя на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия.

Также вступают в силу изменения в статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым акт приемки работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме должен быть подписан, в том числе органом местного самоуправления и лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если капитальный ремонт проводится на основании решения собственников помещений в этом доме.

Новое в законодательстве: объединение Пенсионного Фонда России и Фонда Социального страхования России

Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с 01 января 2023 года Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального страхования России (ФСС России) объединены в единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации - СФР.

Объединение предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, относящихся к компетенции фондов. Указанное направлено на повышение качества обслуживания граждан, более быстрое и удобное оформление мер поддержки, снижение административной нагрузки на бизнес, а также на упрощение процедуры выплат.

Фонд будет осуществлять функции и полномочия, возложенные законодательством на ПФР и ФСС России. Территориальными органами фонда станут территориальные органы ПФР, к которым присоединятся территориальные органы ФСС России.

В связи с образованием СФР с целью установления единой базы для исчисления страховых взносов и введения единого тарифа по ним, закрепления новых льготных тарифов для отдельных страхователей, изменения сроков уплаты взносов и изменения сроков сдачи отчетности с 01 января 2023 года внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты.

Например, с 2023 года для работников, оформленных по договору гражданско-правового характера (за исключением самозанятых), вводятся страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства (ранее отсутствовали).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie